Статья из журнала "За рулем", январь 1990

 

Спокойный и нетерпеливый, корректный и вспыльчивый, восторженный и разочарованный, дальновидный и недоверчивый — все эти эпитеты даны французскому гонщику Алену Просту, трехкратному чемпиону мира, «профессору» формулы 1. Может показаться, что перечисленные качества несовместимы в одном человеке, однако, глядя на восхождение «маленького француза» к вершине автомобильного Олимпа, убеждаешься в обратном.

Ален Прост родился 24 февраля 1955 года в небольшом городке Сент-Шамоне в семье мебельного фабриканта. С ранних лет он любил гонять мяч и, возможно, вышел бы из мальчика неплохой футболист, если бы не случайно увиденные соревнования по картингу, оставившие в его душе неизгладимые впечатления. Вместе с друзьями Ален купил подержанный карт и навсегда забыл о футболе.

Отец не потакал увлечению сына, пытался приучить его к ремеслу, но голова Алена была заполнена лишь гонками. Две победы в соревнованиях национального чемпионата и юниорского первенства Европы по картингу, в которых Прост участвовал после двух лет тренировок, подвели его к мысли о профессиональной карьере автогонщика.

Знакомство с популярным пилотом формулы 1 Ж.-П. Бельтуазом помогло Алену поступить в престижную школу для начинающих гонщиков в Ле-Кастелле. Пройдя полный курс обучения, Прост, как лучший ученик, получил титул «Пилот Эльф 1976 года», открывавший ему дверь в заводскую команду формулы «Рено». В первом же сезоне Ален выиграл двенадцать этапов из тринадцати и стал чемпионом Франции. Параллельно ездил в европейской формуле «Супер-Рено», но без особого успеха. Кто бы мог подумать, что на следующий год новичок никому не уступит победу в чемпионате Европы.

Проста заметили. Французская команда «Мартини» предоставила ему автомобиль для участия в континентальном первенстве формулы 3. Постепенно набирая опыт, Ален в конце 1978 года блестяще выиграл гонку в испанском Хараме, явившейся ступенькой к чемпионскому титулу 1979 года. Отрыв от вице-чемпиона М. Бликемолена составил 39 очков! Кроме того, Прост победил в открытом Большом призе Монако формулы 3, a подобный успех давал двадцатичетырехлетнему французу шанс войти в элиту автомобильного спорта. Но... «Радость быстро прошла, — вспоминает Ален, — я оказался в тяжелой ситуации, формула 3 меня не привлекала. Для перехода в формулу 2 не было денег. Спонсоры, на удивление, не находились даже после победы в Монте-Карло. Рассчитывал на приглашение от команд формулы 1, но снова вставал финансовый вопрос».

Наконец, на молодого гонщика обратила внимание табачная фирма «Мальборо». Тут же пришла телеграмма от руководителя команды «Мак-Ларен» Т. Меера с просьбой приехать в Ле-Кастелле для участия в испытательных заездах. Результаты удивили: Прост был быстрее К. Когана, претендующего на второе место в команде, и Д. Ватсона, пилота с мировым именем.

Меер с выводами не спешил. Только после переговоров с боссами «Мальборо» он подписал контракт. Так в 1980 году Ален Прост попал в формулу 1. Команда, по словам гонщика, находилась в кризисном положении. Модели «М29» и «М30» были технически несовершенны. Шесть раз в гонках ломались подвески колес. «Аварию в Кялами до сих пор вспоминаю с ужасом, — говорит Прост. — руководство требовало ездить в полную силу, но мне было страшно. В конце сезона во всех авариях обвинили меня, и нервы не выдержали — я разорвал контракт. Дал слово, что в «Мак-Ларен» не возвращусь никогда».

О данном обещании Прост забыл через три года. Все это время защищал цвета «Рено». Выиграл девять Больших призов, был близок к титулу чемпиона мира, но не хватало везения. В конце концов история повторилась, он поссорился с шефом команды Ж. Лярушем и ушел туда, откуда пришел, — в «Мак-Ларен». «Отношение ко мне, — отметил Прост, — стало гораздо лучше благодаря усилиям нового руководителя Рона Денниса. Конструктор Барнард гарантировал первоклассные автомобили, но, главное, в «Мак-Ларене» остался Ники Лауда — единственный, с кем я мог ездить в одной команде, и единственный, кому мог верить».

Ален не ошибся. Гоночные машины были подготовлены превосходно, а дружба с ЛаудоЙ осталась крепкой даже тогда, когда Ники в 1984 году стал чемпионом мира с перевесом в пол-очка. «После поражения, — вспоминает Прост, — я должен был отдохнуть. Решил переехать с женой и сыном в Швейцарию, чтобы избежать ненужных встреч. Очень скоро я приобрел психологическое и экономическое равновесие. Чувствовал, что опять готов к борьбе за первое место».

И «профессор», как его окрестили журналисты, добился своего. В 1985, 1986 и 1989 годах на автомобилях «Мак-Ларен» он трижды выиграл мировое первенство, 23 раза вставал на высшую ступень пьедестала почета за победы на этапах, был самым стабильным гонщиком формулы 1.

1990 год чемпион встретил в «Феррари». Переход в новую команду по традиции стал вынужденным. Нелады в прошедшем сезоне с амбициозным бразильцем Сенной сделали свое дело.

Прост и «Феррари». Великий гонщик и великая команда. «Не знаю, как сложатся обстоятельства, — говорит Ален, — но хотел бы принести итальянцам сотую победу в гонках формулы 1, а себе, конечно, высший титул».


Источник: www.f1archive.ru
Ален Прост
Поиск по сайту
Новости Ф1
Опросы
Кто из действующих пилотов по вашему ближе по стилю пилотирования и подходу к гонкам к А. Просту?
Всего ответов: 113
Ссылки