Интервью L'Equipe 28.09.2011 года
Вопрос: С 1946 года L’Equipe ежегодно выбирает
лучшего спортсмена среди французских чемпионов. Как вы думаете, сколько
раз вы становились лучшим спортсменом за карьеру?
Ален Прост (размышляет): Кажется, два или три раза. Конечно, это
было в 1985 и 1986-м, когда я стал чемпионом мира. Возможно, в 1989
году, когда я завоевал третий титул… А потом?
Вопрос: Вас признавали лучшим спортсменом четыре
раза. Кроме того, в 1993 году, когда в последний раз выиграли чемпионат.
Какое место, по вашему мнению, вы занимаете в классификации?
Ален Прост: Велогонщица Жанни Лонго должна меня опережать. Наверное, я занимаю четвертое или пятое место, да?
Вопрос: Вы делите первое место с Бернаром Ино и Ги Дрю...
Ален Прост (улыбается): Не знал. Это приятно. Главные критерии
при оценке чемпиона – конкурентоспособность и количество наград. Кроме
того, существует фактор симпатии, мнения других о вас. Часть голосов
раньше зависела от этого. Я всегда очень трепетно относился к мнению
зрителей.
Вопрос: Как вы сейчас оцениваете свою карьеру пилота?
Ален Прост: Я спрашиваю себя, как мне удалось достичь таких
результатов. Сейчас восприятие стало более острым, чем сразу после
завершения карьеры. Я был всего лишь невысоким французом из Сен-Шамона в
закрытом англоговорящем мире, а моё окружение, моя семья были далеки от
спорта.
Вопрос: Ваш успех был обусловлен болезнью вашего брата и скромным социальным статусом, все-таки ваш отец производил мебель?
Ален Прост: Вы говорите об анализе, которого я никогда не делал, и
не хочу этим заниматься. Конечно, болезнь брата и работа родителей
мотивировали меня заняться чем-то другим. В 14 лет я проехал несколько
кругов на картодроме в Сиесте, что стало для меня настоящим открытием,
ведь в тот момент меня больше интересовал футбол. С тех пор я был
одержим гонками и использовал чрезвычайно структурированный подход: я
должен был работать один и не оказываться в такой ситуации, когда мне
говорили бы, что надо делать. Я был готов свернуть горы. Я говорю это не
потому, что это моя история, а просто потому что она очень красивая.
Вопрос: Вы вспоминаете свои гонки?
Ален Прост (улыбается): Я не думаю о них каждый день, но иногда
всплывают какие-то воспоминания. Гран При Мексики 1990 года, когда я
выступал за Ferrari. Кажется, я могу вспомнить каждый круг гонки, в
которой опережал Найджела Мэнселла. Этап в Австралии, последняя гонка
1986 года, когда я выиграл титул в составе McLaren. Гран При Франции
1981 года, когда я одержал первую победу. Недавно я пилотировал
Renault-Elf 1983 года в Дижоне - как только я сел в кокпит, нахлынули
воспоминания.
Вопрос: Какие?
Ален Прост: То, что мы тогда делали, было чудовищно. Я не
понимаю, как можно было пилотировать такие машины на трассах, вроде
Монако. Есть много и неприятных воспоминаний. На самом деле, я больше
думаю о проигранных гонках, о механических проблемах или сходах, но не
говорю себе: "А я мог стать чемпионом в тот год"!
Вопрос: Вы вспоминаете дождливый Гран При Монако
1984 года, когда вы получили половину очков за победу, а в конце сезона
уступили Ники Лауде половину очка в борьбе за титул?
Ален Прост: Я думаю скорее об аварии в Монако 1982 года, когда,
как и в 1983-м, проиграл титул из-за большого количества сходов. Кроме
того, я помню Гран При Франции в Дижоне в 1984, когда проиграл гонку
из-за проблем с тормозами.
Вопрос: Сегодня, когда смотрите гонки, вы пытаетесь представить ощущения современных пилотов?
Ален Прост: Иногда, хотя сейчас уже не те машины и гонщики.
Изменились шасси, гонки стали гораздо безопаснее. Когда я смотрел
последние Гран При, в которых шла ожесточенная борьба, я говорил себе,
что они не знают о существовании риска аварий.
Вопрос: Семнадцать лет прошло с Гран При
Сан-Марино 1994 года, который унес жизни Айртона Сенны и Роланда
Ратценбергера. С тех пор аварии со смертельным исходом не повторялись.
Что вы чувствуете?
Ален Прост: Я задавал себе этот вопрос, когда смотрел недавние
Гран При Бельгии и Италии. Я видел, что пилоты рисковали в странных
местах трассы. Обгон Марка Уэббера Фернандо Алонсо в Спа или Себастьяна
Феттеля в Монце, когда он двумя колесами ехал по траве… В девяти случаев
из десяти выезд двумя колесами на траву может не иметь последствий, но
на десятый раз…
Вопрос: Когда вы выступали в Формуле 1, вы думали о смерти?
Ален Прост: Конечно. Аварии, травмы – всё это было вполне
возможно. В машине 1983 года не было монокока – это был небольшой корпус
из пластика. В начале карьеры в Формуле 1 я ни разу не получал травм,
затем сломал запястье и большие пальцы ног в Монако. Когда вы видите
аварию, всё меняется. Когда в 1986-м Элио де Анжелис разбился на тестах,
я был на трассе. Это чудовищно.
У меня были близкие отношения с Жилем Вильневом. До аварии на квалификации Гран При Бельгии он часто мне говорил: «В Формуле 1 невозможно получить травму». Почему? Потому, что его машина не раз переворачивалась, а однажды в Японии взлетела в воздух, но с ним не произошло ничего серьёзного.
Вопрос: Вы не хотите поговорить о безопасности с современными пилотами?
Ален Прост: Если я сегодня расскажу об этом Себастьяну Феттелю,
он меня не поймёт. Когда мы видели фотографии Хуана-Мануэля Фанхио,
покидавшего машину, на которой возникла проблема, чтобы пересесть в
машину напарника, мы считали прежних пилотов ненормальными. Именно
поэтому сейчас мне хотелось бы увидеть современных гонщиков за рулем,
скажем, моей машины 1983 года, просто чтобы они поняли, о чём я говорю.
Вопрос: Формула 1, которую вы знаете, не имеет ничего общего с современной?
Ален Прост: В моё время команды настолько пренебрегали
эргономикой, что пилот был вынужден адаптироваться. Существовал
департамент, занимающийся строительством шасси, с одной стороны, и
поставщик моторов – с другой. Каждый занимался своим делом, а затем все
это собирали вместе. Как только машина была готова, пилоту говорили: «Вы
будете сидеть здесь».
Вы не представляете, сколько у меня было проблем из-за невысокого роста, хотя я имел преимущество небольшого веса. Машина создавалась с расчетом на то, чтобы оба пилота могли её пилотировать, поэтому я был вынужден садиться вплотную к рулевой колонке, а рычаг коробки передач находился на уровне моего локтя. Пока не появились автоматические коробки, я никогда не чувствовал себя комфортно.
Вопрос: Вы боялись замкнутого пространства, когда находились в машине?
Ален Прост: Этот симптом развивался постепенно, но сегодня мне некомфортно даже в лифте.
Вопрос: Вам нравится современная Формула 1?
Ален Прост: В этом году гонки стали отличным зрелищем. Сложно
сказать, что произойдёт дальше. После отмены дозаправок ситуация
улучшилась, здорово, что появилось разделение на жесткие и мягкие шины,
но я бы хотел видеть гораздо большую разницу между ними. Я не стану
критиковать переход с 2014 года на двигатели меньшего объема. Пока
неизвестно, плюс это или минус, но Формула 1 должна оставаться шоу.
Вопрос: Никаких замечаний?
Ален Прост: Мир находится в сложной экономической ситуации,
поэтому критиковать чемпионат сложно. Может появиться множество идей,
которые должны сделать Формулу 1 лучше, но они окажутся очень дорогими в
реализации. Тем не менее, можно считать недостатком «замораживание»
регламента на моторы, ещё один минус – правило закрытого парка.
Вопрос: Вам бы хотелось гоняться сегодня?
Ален Прост (улыбается): Думаю, мне не понравилось бы пилотировать современную машину Формулы 1.
Вопрос: Вы ностальгируете по прежним машинам?
Ален Прост: Мы прорабатывали новые технологии, в какой-то степени
были первооткрывателями. Однажды на тестах я не вылезал из машины
девять часов, мне даже принесли сэндвич в кокпит. Сначала мы проезжали
серии из двух или трех быстрых кругов, а во второй половине дня
начинались тесты на выносливость деталей машины, ведь тогда не было
испытательных стендов.
Однако я бы не хотел, чтобы Формула 1 возвращалась к подобной практике.
Нужно просто уважать этот подход, сохранив сегодняшний принцип:
побеждают те, кто создал лучшее шасси, а не лучший мотор.
Вопрос: Какова роль пилота?
Ален Прост: Роль гонщика изменилась, сейчас важна скорость и
напор. Если у машины есть потенциал, гонщик должен его реализовать.
Разрыв между двумя напарниками не превышает десятой, а раньше речь шла о
секунде и более.
Вопрос: Сегодня вы за кого-то болеете?
Ален Прост: В моё время было интересно следить за такими
гонщиками, как Кеке Росберг или Жан Алези. У них был свой стиль. Мы с
Ники Лаудой пилотировали более плавно, а выступления Сенны в начале его
карьеры были очень зрелищными.
Вопрос: Даже Льюис Хэмилтон?
Ален Прост: Он агрессивен, но не слишком эффектен во время
обгонов. Феттель производит хорошее впечатление, ведь он всегда ведет
борьбу, даже когда можно подумать, что она может закончиться для него
плохо.
Хэмилтон слишком агрессивен. Если бы я был его менеджером, я постарался
бы немного его успокоить: у него действительно огромный талант, но он
его немного портит.
Здорово, что у Ferrari есть такой стабильный пилот, как Фернандо Алонсо.
Мне нравятся Дженсон Баттон и Марк Уэббер - настоящие мастера, хотя
иногда они могут погорячиться. Мне нравится Нико Росберг, но его
недооценивают.
Вопрос: А Михаэль Шумахер?
Ален Прост: (пауза). Возвращение должно иметь цель. Если Михаэль
планировал выиграть ещё один титул, то это смешно. Если он хотел помочь
Mercedes GP и Нико Росбергу построить достойную машину и стать
чемпионами, то с его стороны это благородный поступок. У меня есть
ощущение, что от его возвращения никто не выиграл.
Вопрос: Одержав победу в Сингапуре, Себастьян
Феттель должен заработать только одно очко, чтобы выиграть второй титул.
Он - достойный чемпион?
Ален Прост: Себастьян стал более зрелым пилотом, и, возможно,
больше заслужил этот титул, чем первый. Его подход к гонкам изменился в
лучшую сторону, в этом году он продемонстрировал настоящее мастерство.
Вопрос: Вы продолжили смотреть Гран При Формулы 1 после того, как ваша команда обанкротилась в 2002 году?
Ален Прост: Вначале я заставлял себя смотреть одну гонку в год, я был очень разочарован.
Вопрос: Что вы тогда чувствовали? Горечь?
Ален Прост: Конечно. Горечь - да, но не досаду. Это остаётся на
всю жизнь. Дело не в том, что я больше не руководил командой – в
некоторой степени это не так плохо. (улыбается). В Формуле 1 есть целая
система, в которую я включаю и прессу, которая делает этот опыт
незабываемым.
Вопрос: Вам бы хотелось что-то изменить в своей карьере?
Ален Прост: Я не стал бы руководить командой. Я не хотел подписывать договор с Ligier, меня в этом убедил Жак Ширак.
Вопрос: Расскажите подробнее об этом.
Ален Прост: За несколько дней до подписания контракта с Peugeot
на поставку моторов условия изменились. Вместо того, чтобы получать
моторы бесплатно в течение пяти лет, мы должны были их покупать. Тогда
Ширак сказал: «Сделайте это ради меня, ради Франции, мы вас поддержим, я
договорюсь с президентом концерна Peugeot-Citroёn Жаком Кальве, чтобы
он вам помог».
В итоге, ничего не изменилось, в апреле 1997 года Национальная Ассамблея
была распущена, затем наступил кризис. Я должен был подписать контракт с
сыном шейха Аль-Валида, но утром 12 сентября все планы рухнули. Однажды
я всё расскажу. Я это сделаю, потому что уже начал…
Вопрос: …писать книгу?
Ален Прост: Да, в соавторстве. Я получил согласие, спустя год после продажи команды, и уже много написал.
Вопрос: Как продвигается написание книги?
Ален Прост: Очень хорошо. Это будет история команды через призму
французского общества. Когда у вас работает 250 человек, интересно
рассказать о том, как вы справляетесь с завистью, об отношениях с
топ-командами и СМИ, которые не всегда объективны, поскольку существуют
за счет конкретной команды или крупной компании.
Вопрос: Как вы оцениваете ситуацию с Формулой 1 во Франции?
Ален Прост: Среди всех европейских стран Франция наиболее
враждебна автомобилям, всё осложняет современная экономическая и
экологическая ситуация. Нужно работать совместно с автопроизводителями,
напомнить историю Renault и Elf в начале 1980.
Вопрос: Есть ли во Франции пилоты, способные выиграть Гран При Формулы 1?
Ален Прост: Есть очень хорошие гонщики в GP2: Шарль Пик, Жюль
Бьянки, Роман Грожан, Жан-Эрик Вернь. Но даже если они очень быстрые, об
их качествах сложно судить по младшим сериям. Для Формулы 1 важно,
чтобы они могли адаптироваться в командах, в которых британская или
итальянская атмосфера.
Вопрос: Что вы думаете о соперничестве Себастьена
Лёба с Себастьеном Ожье в Citroёn? Оно напоминает вам борьбу с Айртоном
Сенной в McLaren в 1988-1989 годах?
Ален Прост: Подобная борьба неизбежно вызывает проблемы.
Во-первых, они принадлежат к разным поколениям. Кроме того, всегда
возникает вопрос о статусе, если он не определён. В свое время я говорил
об этом Рону Деннису и представителям Honda. У меня никогда не было
статуса «первого номера», и я никогда не хотел подписывать контракт, в
котором это было бы оговорено. Я им говорил: «Вы хотите, чтобы я стал
вторым пилотом? Хорошо, но в этом случае скажите об этом всем, чтобы
избежать двусмысленности». Если в команде есть пилот «номер один» и
пилот «номер два», отношение к ним меняется.
Вопрос: Завоевав четыре чемпионских титула и 51
победу, вы стали лучшим французским пилотом в истории Формулы 1. Какой
след, по-вашему, вы оставили в чемпионате?
Ален Прост: Я был не таким как все. У меня был отличный от
остальных пилотов стиль. Это объясняет то, почему меня немного
недооценивали. Я никогда не хотел быть «звездой», но строил карьеру так,
как считал нужным. Если бы её можно было начать с начала, я бы пошёл
тем же путём.
www.f1news.ru
текст: Татьяна Бельская