Интервью Алена Проста. Интервьюер А. Попов. Москва, 2012 г.



Алексей Попов:
Ален, добро пожаловать! Первый раз у нас?
Ален Прост: Да, первый раз в Москве.

Алексей Попов: Ну начинать никогда не поздно!
Ален Прост: Да, мне самом очень интересно и к тому же, думаю, я как раз в хорошее время начинаю. Должен вернуться еще в июле на первые гонки Мировой Серии Renault у вас. Ну и через пару лет, надеюсь, на Гран При в Сочи!

Алексей Попов: Удалось уже что-нибудь посмотреть?
Ален Прост: Нет, кроме дороги из аэропорта пока не особо. Видел пробки, как и во всех больших городах, так что особой разницы нет.

Алексей Попов: Хорошо, ты приехал сюда гоняться на льду. Мы уже видели тут международных звезд, Дэвида Култхарда, Нельсона Пике-младшего, но они просто приезжали в рекламных целях, а ты только что выиграл Andros Trophy во Франции,
Ален Прост: Да…

Алексей Попов: Значит, ты хорошо пилотируешь на льду?
Ален Прост: Да, но я не знаю, можно ли тут сравнивать! Не знаю, какая тут машина, резина… Это ведь совсем разные технологии, я действительно стал одним из специалистов ледовых гонок, но в Andros Trophy у машин не только четыре ведущих, но и четыре управляемых колеса, это прототипы у которых 360 лошадиных сил. Здесь же куда более близкие к серии машины на шипованной резине. Но в любом случае это что-то довольно близкое мне, хотя, как и в любом спорте, сравнивать разные классы не стоит. И потом я ведь не выигрывать сюда приехал. В первую очередь, - открыть для себя что-то новое, раздвинуть горизонты. Я приехал по приглашению Renault и его российского филиала, потому что нам важно понять, как такие гонки проходят у вас, какая атмосфера.

К тому же мы потихоньку готовим Мировую Серию в июле, немного Ф-1. Для нас важно быть здесь, мы немного говорим о нашей жизни, о нашей карьере, обо всем, что мы сделали раньше. Я теперь официально стал послом Renault, так что это позволяет нам передать часть своих знаний о нашей марке, но и об автомобиле и об автоспорте в целом. На самом деле я сам сейчас больше учусь, чем всерьез нацеливаюсь на конкретную гонку, как пилот.

Алексей Попов: Знаешь, Renault ведь с одной стороны выиграло чемпионат с Red Bull, но с другой стороны потеряло собственную команду, которая теперь называется Lotus. И особенно тут, в России, все не лучшим образом прошло с увольнением Петрова… Твое личное мнение, не как посла Renault, а как пилота, - Петров силён? Его справедливо уволили или нет? Мнение об этой истории?
Ален Прост: Мое мнение о Виталие Петрове… Всегда сложно судить кого-то, кто провел в Ф-1 два года. Но он провел несколько шикарных гонок. Нельзя не вспомнить Абу-Даби два года назад. Не в прошлом году, а до этого. Или в начале прошлого года, когда машина была в порядке, он сам выступал блестяще. Конечно, сезон у него был несколько непостоянным, но это зависело от формы машины. В таких случаях люди с опытом смотрят гонку за гонкой, как он выступает на фоне своего напарника. И здесь как раз не было никаких проблем, если следить за его выступлениями.

Решение, которое было принято командой… Я не могу о нем судить, снаружи это тяжело. Я думаю, что примерно знаю… Иногда в команде много слушают советчиков, людей, что находятся позади… Что-то такое я уже слышал там… И вот… В итоге, принятое решение, думаю, что оно не было глубоко продуманным, тщательно вызревшим. Думаю, им неожиданно представилась эта возможность взять Кими Райкконена. Посмотрим, посмотрим, хорошее ли все это в итоге решение. Ну а Петров… Всегда очень тяжело и плохо вступать в сезон по ходу. По крайней мере, ему повезло, что он начнет с самого начала. В итоге это очень позитивно, почти чудо, что все получилось. Сейчас вообще столько хороших пилотов никуда не могут попасть…

Алексей Попов: Отсюда другой вопрос. Сейчас много говорят о коммерческом аспекте в Ф1. Раньше тоже одного таланта было недостаточно, но все же… Ты вот не из самой богатой семьи,
Ален Прост: О, да…

Алексей Попов: А ты прорвался...
Ален Прост: Да…

Алексей Попов: Пусть тебе немного и помогли...
Ален Прост: Да, само собой…

Алексей Попов: А теперь приходят пилоты из Венесуэлы, говорят также о России. И получается, что только богатые могут выступать? И тут же вопрос про твоего сына, Николя. Он хорошо пилотировал, но…
Ален Прост: Мой сын, это как раз иллюстрация. Когда он выиграл чемпионат Европы в Ф3000 и надо было идти в GP2, это было примерно миллион двести — миллион четыреста… Причем в евро… Мы не нашли денег и пришлось искать другой путь для карьеры… Но все это идет издалека. И этому есть две причины. Первая, самая сложная для меня, и я всегда о ней говорил… Слишком много чемпионатов. Слишком много серий до Ф1. Слишком много коммерческого интереса, но очень мало желания, как это было в наше время, следить за талантами и открывать их. Пока были Формула 3, Формула 2 и Формула 1 все понимали что происходит.

Когда я выступал в Формуле Renault, то знал, выиграю чемпионат - у меня сеть бюджет на класс выше на следующий год. Выиграю там - пойду еще дальше. Если я второй — все закончено. А здесь у нас воронка, которая непомерно расширена и возникает просто пробка… Я видел это, когда у меня была своя команда. Очень сложно следить за пилотом от картинга, например до, ну скажем до GP2 и точно утверждать, что он, например, очень талантлив. Потому что одновременно выступают дебютанты и те, кто провели уже три года, четыре года в одной серии… Что покажешь на их фоне? А те, кто остаются по три-четыре года - бюджеты-то у них. А они могут долго оставаться и искать потом другие пути. Так что вся система не очень хороша. И к тому же теперь в Ф-1 нет тестов… Вот говорят, сейчас в Ф-1 шесть чемпионов мира. Это фантастика, это уникально в истории. Но в результате, есть пилот, которому за сорок. Есть Баррикелло, который только закончил. Есть целая группа по 35 лет. И команды вынуждены оставлять старичков, потому что за ними опыт. Молодому ведь надо сколько проехать, чтобы хоть немного начать обрастать опытом?

Алексей Попов: Как раз ты хорошо знаешь Баррикелло, потому что еще сам выступал против него, ты знаешь Трулли, потому что он гонялся в твоей команде, где едва не выиграл свою первую гонку в Австрии. Если бы сейчас ты заново создал команду, то взял бы скорее Баррикелло с Трулли, или все-таки доверил бы молодым?
Ален Прост: Тяжело сказать, потому что надо всегда четко смотреть, что именно есть под рукой. Но я бы взял одного опытного пилота, как Баррикелло или Трули, или что-то такое, и одного очень молодого. Потому что я всегда доверял им… Но надо понимать, что молодой пилот в команде стоит очень дорого… Ты может платишь опытному больше, но в итоге он и приносит больше. С другой стороны нельзя не впрыскивать молодую кровь. Она нужна Ф-1! Но даже если ты нашел мощный молодой талант, то для нормальной, базовой команды, очень сложно взять и связать себя с ним на десять лет. Нельзя взять и подписать на десять лет, надо вести его мало-помалу, а ведь именно до Ф-1 надо вкладывать в него много… Red Bull может это себе позволить. Раньше Marlboro могло себе такое позволить. Ещё раньше Elf тоже мог себе что-то позволить, пусть и с более компактными, конечно, бюджетами… А так все это сейчас очень тяжело… Потому мы и видим тенденцию для все большего количества пилотов приходить с собственными бюджетами.

Алексей Попов: Не жалеешь свою былую команду, когда видишь, что Мосли несколько лет назад декларировал бюджеты в 40 миллионов?
Ален Прост: Абсолютно не жалею, потому что это суммы выдуманные. Нет таких сумм сегодня. Вот у меня в свое время были такие суммы. Даже меньше. В последний год и до тридцати бюджет не дотягивал. Мы изворачивались на 25-28 миллионов… Но теперь нет никаких сорока. Это всегда намного больше. Намного!

Алексей Попов: Ну ты все же думаешь, что сегодня оно бы прошло лучше?
Ален Прост: Нет, наоборот. Сегодня команда во Франции никогда бы не нашла спонсоров даже на эти сорок миллионов, которых бы все равно не хватило.

Алексей Попов: И Гран При то все так и нет…
Ален Прост: Вот именно. Говорят, что ищут на Гран-при семь миллионов! Семь миллионов в год для страны… Да там ведь только зрителей было бы 50, 100 тысяч… Нет уж, никаких сожалений!

Алексей Попов: Во Франции даже машина стала сейчас неполиткорректной?
Ален Прост: Мы в целом в Европе сейчас видим некоторое снижение интереса к Ф-1, но во Франции это особенно выпячено. У нас очень сильные движения экологистов, борцов за окружающую среду… Они сделали машины главным объектом своей войны. А уж когда начинаешь говорить про гонки на машинах… Нет хуже дьявола… Правда, у меня есть ощущение, что интерес понемногу начинает возвращаться, потому что некоторые начали понимать, что автомобильная индустрия создает просто-напросто больше всего рабочих мест в стране. Впрямую и косвенно. Так что бороться с машинами - глупо и смешно. Да, можно немного иначе все делать, можно улучшать экологию, расход топлива. Даже Ф1 начинает свой переход на маленькие моторы уже через два года. Можно делать вещи умно, а вот так просто бить по всей системе - это смешно…

Алексей Попов: А у нас-то все наоборот. Петров борется, хоть теперь и в команде поменьше. Marussia пытается вырасти в гонках и делать дорожные суперкары, через пару лет мы проведем Гран При в Сочи и даже в Мировой Серии у нас будет четыре россиянина, причем двое — вместе, во франко-русской команде.
Ален Прост: Да? А я и не знал, что будет аж четверо! Так это же здорово! Хорошо иметь пилота на вершине, так привлекается интерес. Хорошо иметь и Гран При, но важно иметь молодёжь, которая выступает на ближайших подходах. Это доказывает, что страна развивается, вообще для Ф-1 хорошо разнообразие. Венесуэла, Россия… В целом гонки становятся все более международными… И вот тут мы видим, где реальная экономика. На западе возмущаются, что есть пилоты, приносящие деньги. Но надо ли так возмущаться? 20-30 лет назад это были Elf, Renault, Marlboro, чуть шире, интернациональней… Ведь косвенно в тот или иной момент нам самим все эти люди помогали. Но почему они помогали? Потому что была коммерческая отдача. Не только в моей стране, но и вокруг, в Европе.

Сегодня, даже если вложить 20-30 миллионов во Франции, то деньги никогда не вернутся… Потому что наша экономика все менее значима, а европейская — в целом в мире… Мне это грустно. Это не Ф-1, это страна в целом. А сила — это вы, это страны Залива, это Бразилия, чья экономическая мощь растет… Жизнь изменилась, изменился мир!

Алексей Попов: Теперь давай о предстоящей битве чемпионов. Я называю фамилию, а ты в несколько фраз даешь характеристику.
Ален Прост: Поехали!

Алексей Попов: Феттель...
Ален Прост: Феттель… Для меня это супер-талант. Но особенно - супер-характер. Он очень эффективен в своей команде, его любят. И надеюсь, что он сможет сохранить такую же свежесть очень долго, это очень симпатично.

Алексей Попов: Алонсо...
Ален Прост: Алонсо, это правда, сила. Он вселяет уверенность во всех. Но не знаю, сможет ли он добиться с Ferrari? Я не уверен…

Алексей Попов: Это твой опыт в тебе говорит?
Ален Прост: (смеется)

Алексей Попов: Хэмильтон...
Ален Прост: В прошлом году это был самый большой загубленный талант Формулы 1. Надеюсь, что он сможет вернуть себе голову и хорошую атмосферу, чтобы доказать наконец, что он заслуживает намного большего, чем то, что показал в прошлом году.

Алексей Попов: Баттон...
Ален Прост: Баттон стал большим открытием и сюрпризом. Но не для меня, я его очень люблю, Дженсона…

Алексей Попов: Это взаимно, ты знаешь…
Ален Прост: Да, да, я знаю! Я люблю его и как человека, личность, но и его стиль мне импонирует. Я думаю, что он нашел. Не стиль, а правильный баланс между скоростью и стилем. Может еще одну десяточку бы ему найти в квалификации. Но в гонке… Это гоночный зверь! И в таких чемпионатах, как тот, что сейчас стартует, он еще не сказал последнего слова, потому что надо будет быть очень надежным, постоянным и регулярным.

Алексей Попов: Кими, который возвращается?
Ален Прост: Кими, который возвращается - это огромный знак вопроса. Найдет ли он мотивацию? Можно говорить вещи, которые будут банальными, я знаю, что это великолепный талант, это несомненно. Растерял ли он талант за два года вне Ф-1, потому что жил несколько специфичной жизнью? Будет ли мотивация с командой, которая не позволит ему сразу же быть на первых ролях? Это большой вопрос. Но точно, что нам нужен свежий воздух, что-то новое, немного харизмы и сумашедшинки — это высший класс!

Алексей Попов: Ну и напоследок я оставил одного чемпиона, не самого свежего…
Ален Прост: Шумахера!

Алексей Попов: Почти такого же старого, как ты…
Ален Прост: Нет уж, не настолько!

Алексей Попов: Ты думаешь, что он не прав? Что он в целом зря вернулся?
Ален Прост: Я сказал одну фразу и вот уже два года я ее повторяю и не хочу, чтобы ею превратно истолковывали, это не критика. Я думаю, что каждый в жизни решает в зависимости от собственных интересов, воли, мотивации и так далее… Это не критика. Одна вещь, которая мне показалась не очень правильной, — это говорить «я возвращаюсь, чтобы быть чемпионом мира». Вот это было не совсем реалистично и это у него же самого немного отняло мотивацию. Не мотивацию, но возможность быть чуть более расслабленным. Если бы он сказал « я прихожу помогать Росбергу и Mercedes» это было бы совсем иначе. А теперь он немного застрял в собственных же целях с Mercedes. Несмотря на это в прошлом году, особенно под конец сезона, он был не так и далеко. Он был неплох. Но отсюда говорить, что он заново может стать чемпионом мира… В это я не верю совсем. Не верю совсем…

Алексей Попов: А веришь, что двое, что не были чемпионами, но были очень близки, а теперь оба с нависшим дамокловым мечом, Марк Уэббер и Фелипе Масса, - могут ли они вернуться? Хотя бы один из них двоих?
Ален Прост: Из них двоих может вернуться Марк Уэббер. Для Фелипе это будет куда сложнее, потому что Ferrari очень много поставили на этот сезон и они автоматически, даже если не будут в этом признаваться, будут очень многое ставить на Алонсо. Они хотят, чтобы Масса был быстр, но чтобы он был сразу позади Алонсо, на десяточку всего позади, но это будет очень сложно.

Алексей Попов: А тебе не кажется, что бедный Марк в Red Bull может чувствовать себя немного как ты в McLaren?
Ален Прост: Да, это точно, я уже видел в прошлом году и мы много разговаривали с ним. Но я думаю, что этот год был самым сложным, самым тяжелым, Феттель доминировал, а Уэббер не очень хорошо адаптировался к резине. Но вот в этом сезоне, думаю, он сможет чего-то добиться позитивного! И кроме этого он просто фантастический пилот, который может быть первым номером, а может и гениальным вторым номером. Так что не думаю, что его карьера под угрозой, наоборот, может начаться новый взлет. Вообще в год после того, как Феттель выиграл уже два чемпионата может случиться очень многое. Хотя я верю в это только наполовину, потому что Феттель настолько на своем облаке сейчас, он на пике сейчас. Но и Уэббер показывал и доказывал уже невероятные вещи.

Алексей Попов: Многие говорят, что Баттон и Хэмильтон вместе сейчас - это как Прост и Сенна. Стиль пилотажа, личность…
Ален Прост: Может и не так далеко от истины… Но я не очень люблю, когда сравнивают эпохи, ситуации. Сейчас нет в команде Рона Денниса, нет Honda. Влияние мотора сейчас не так велико… Когда всерьез начинаешь пытаться сравнить, понимаешь, что это очень-очень сложно. И именно поэтому наше время было невероятно фантастическим (смеется), потому что было очень сложно. Да и надежность моторов и машин была совсем не такой. Я, например, всегда набирал больше очков, чей любой мой партнер по команде. Даже когда Айртон выиграл, это было из-за одной лишней победы, а в чистых очках я набрал на 11-12 больше. Все это надо брать в расчет, а по чистому стилю пилотажа и общей атмосфере, весь набор настолько силен, что сравнивать эпохи нельзя.

Алексей Попов: И последнее. Наш друг Жан Алези будет выступать в Indy 500. Во-первых, думаешь ли ты, что он прав, потому что многие называют затею очень опасной. И во-вторых, - хотелось ли тебе самому когда-то - 500 миль, Ле-Ман, - великие гонки?
Ален Прост: Нет… Великие гонки… Нет, потому что я не хотел так серьезно рисковать. Я завершил карьеру в 38 лет, потом занимался разным другими вещами, это могло бы наверное посетить меня в 41-42 года, как Михаэля сейчас… Но я никогда не хотел. Невозможно рисковать, когда ты не целиком контролируешь ситуацию. Я ведь не начал это молодым, значит знания и умения будут другими…

Выступать в Ле-Мане, как джентельмен-драйвер, можно, конечно, но всерьез рисковать… Под дождем и все такого рода. Нет, я больше не хотел. Так что теперь уж поздно начинать. Что до Жана, то я его много тренирую в Женеве на велике, чтобы он был в хорошей форме. И про риски говорит мне он, я ему не говорю. Это его выбор, он его сделал и теперь надо держаться, максимально готовиться… Я бы сам никогда этого не сделал, но его критиковать не буду ни в коем случае. Это великолепно, но и настолько опасно… Хотя мы живем один раз. Сложно…

Алексей Попов: А теперь в одно слово. Кто будет чемпионом?
Ален Прост: Хэмильтон.

sportbox.ru

Ален Прост
Поиск по сайту
Новости Ф1
Опросы
Кто из действующих пилотов по вашему ближе по стилю пилотирования и подходу к гонкам к А. Просту?
Всего ответов: 116
Ссылки